18 окт. 2011 г.

Квартал Раздора в Барселоне

В эпоху правления королевы Изабеллы II были снесены городские стены и был принят план урбанизации, в результате которой возник так называемый Новый город - Эшампле. Район начинается от площади Каталонии и включает всю центральную часть города. Были проложены прямые перпендикулярные улицы и разбиты скверы внутри кварталов. Площадь Каталонии является границей между Готическим кварталом и Эшампле. От площади отходят магистрали Ронда Сан-Пере (Ronda Sant Pere) и Ронда Университат (Ronda Universitat). На пересечении Ронда Университат и Гран-Виа расположен старый корпус университета, построенный в середине XIX века. Одной из главных магистралей района является Пасейдж де Грасиа (Passeig de Gracia). На участке улицы между Консей де Сент и Араго находится «Квартал Раздора», иначе «Квартал Несогласия», названный так из-за того, что там находятся здания - памятники архитектуры, принадлежащие четырём разным архитекторам-модернистам.
Пасейдж де Грасиа это барселонский Невский Проспект, на котором собраны шедевры архитектуры.



Мы начали наш экскурс от пересечения Пасейджа с улицей Карре-де-Провенса где расположена последняя светская работа Антонио Гуади, прежде чем он полностью себя посвятил Собору Святого Семейства. Имя ей - Дом Мила (Casa Mila).


Начиналось строительство особняка, как это часто случалось с Гауди, со скандала. Заказчик – известный бизнесмен синьор Пере Мила – был большим поклонником знаменитого барселонского архитектора и хотел непременно отдать заказ именно ему. Однако супруга заказчика противилась такому решению. Последнее слово было за мужем, но заказ Гауди получил в результате ссоры в благочинном семействе.


Строительство началось в 1906 году, а в 1910 году пятиэтажное здание уже стало одной из самых известных построек в Барселоне. Местные жители окрестили его «Ла Педрера» - каменная пещера. И действительно, дом напоминал настоящую пещеру. При его создании Гауди в принципе отказался от прямых линий. Пятиэтажный жилой дом был возведён без единого угла. Несущими конструкциями архитектор сделал не стены, а колонны и своды, что дало ему неограниченный простор в планировке комнат. Даже высота потолков в каждой комнате разная. Чтобы в каждую комнату при столь сложной планировке проникало достаточное количество света, Гауди пришлось сделать несколько дворов со световыми овалами. Благодаря этим многочисленным овалам, окнам и волнообразным балконам дом похож на глыбу застывшей лавы. Или на скалу с пещерами. Фигурная ковка подвтерждает звание Гауди как повелителя металла, правда ему в этом помогал Жузепэ Жужоль, длительное время сотрудничавший с мастером.


Каса-Мила был первым особняком в Барселоне, имевшим подземные гаражи. Но самое примечательное в этом строении - крыша. Вот где Гауди ничего не сдерживало.



Архитектор превратил крышу в самостоятельное произведение искусства и парк для прогулок жителей дома одновременно. Вместо привычных оградительных перил - свисающие сады. Вместо дымоходных труб - изваяния суровых стражников.
Дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённым в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и до сих пор принадлежит семье Мила.
В Квартале Раздора нет ни одного похожего дома! Архитекторы соперничали друг с другом в изящности и ставили дома напротив или рядом, позволяя прохожим оценить их творчество по достоинству. Примером такого соседства могут служить эти "соседи": Дом Амалье и Дом Бальо.


Дом Амалье, построенный в 1875 по проекту архитектора Ж. Пуч-и-Кадафалька, в 1898 был куплен кондитером Антонио Амалье. Здание имеет необычный ступенчатый фронтон.



Облик фасада дома гармонично сочетает в себе черты готического и мавританского стилей - затейливые фонари на балконе, резьба на эркере и скульптурные группы около дверей.



В 1976 королевским указом дом Амалье был объявлен памятником национального значения.
Его сосед - Каса Бальо ("Дом-Дракон" или "Дом Костей") - творение Гауди.


Этот дом, построенный в 1877  для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса был перестроен Гауди в 1904-1906 годах. Ещё не окончив работы по строительству парка Гуэля, Гауди получил заказ на переделку доходного дома. Владелец дома собирался снести старое здание и построить на его месте новое, но Гауди решил иначе. Он спроектировал два новых фасада, перепланировал нижние этажи, сделал ступенчатую террасу крыши.


Наиболее замечательной особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях фасада, высеченных из тёсанного камня, добываемого на барселонском холме Монжуик, так и в оформлении интерьера. Существует множество толкований символики главного фасада, но, по-видимому, наиболее правильной является интерпретация здания как фигуры гигантского дракона - излюбленного персонажа Гауди, возникающего во многих его творениях. Победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом. Меч Св. Георгия, вонзённый в «хребет дракона», представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую «чешую» чудища и усеян костями и «черепами» его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.



Все эти великолепные дома являются не только музеями. Многие из них сдаются в аренду под банки, магазины, или по прежнему остались доходными домами, в которых живут люди. В некоторые подъезды есть ограниченный доступ туристов. В один их них нам удалось заглянуть. Тут вам и светильники,


и входные двери,


и лестницы.


Это вам не синие стены с пластиковыми окнами.


Знаете с чего начинаются объявления по продаже квартиры в Испании? С размера балкона! Для испанца это самое главное. Какие прекрасные балконы бывают в провинции я еще покажу, а вот какие балконы в Квартале Раздора - смотрите сейчас.

Угловые


С кованными перилами


Трехэтажные


Четырехэтажные




Тут действительно нет двух одинаковых зданий.








Наматывая круги по кварталу, можно отдохнуть на таких вот прекрасных скамейках. Угадайте, чье творение? Антонио Гауди. Это его город.


Как многих других гениев, смерть его настигла неожиданно.
В понедельник 7 июня 1926 года, в пять часов тридцать минут пополудни, Гауди покинул собор Саграда Фамилиа, чтобы пройти три километра до церкви Сан Филипп Нери. Следуя привычным путём, он спустился по улице до перекрёстка и там был сбит трамваем. Позже водитель маршрута №30 утверждал, что Гауди не смотрел, куда идёт, и, споткнувшись о трамвайные пути, ударился головой о фонарный столб. Двое прохожих бросились на помощь жертве происшествия, но не признали в нём знаменитого архитектора. При нём не было документов, в карманах нашлась лишь горсть изюма и орехов. Шляпа тоже куда-то пропала. Четырежды они пытались остановить такси, чтобы доставить пострадавшего в больницу, но всякий раз получали отказ. Наконец с помощью солдат национальной гвардии удалось заставить одного таксиста отвезти раненого в бесплатную амбулаторию для бедных. Там Гауди быстро поставили диагноз: переломы рёбер плюс черепно-мозговая травма, и приняли решение отправить его в клинику. Наутро «пациент пришёл в сознание после ночного беспамятства и попросил соборовать его, с жаром приняв последнее причастие». Вскоре новость о плачевном состоянии Гауди распространилась по всему городу. К вечеру вторника его перевели в отдельную палату, вправили рёбра, но жизнь едва теплилась в нём. Предложение перевести архитектора в дорогую частную клинику было отклонено. Гауди хотел умереть среди народа. Он почти ничего не говорил, и его тяжёлое дыхание лишь изредка прерывалось шёпотом «Господи Иисусе!», а бледная рука, лежащая поверх одеяла, крепко сжимала распятие. В четверг, 10 июня 1926 года, в пять часов пополудни Антонио Гауди ушёл из жизни. Прощаться с ним пришел весь город. Похоронили его  в крипте недостроенного им собора.

Промокнув под небольшим дождем, мы вернулись на площадь Каталонии, сели в уютную электричку и отправились с свой милый пригород, о котором я расскажу в следующий раз.


5 комментариев:

  1. Очень интересно написал все )) я снова захотела в Испанию

    ОтветитьУдалить
  2. Молодец,Евгений довольно интересно и правдоподобно всё описал.Я как человек хорошо знающий Барселону даю Вам оценку 5 !!! У кого есть сомнения посмотрите barcelonatours.ru С уважением Андрей.

    ОтветитьУдалить
  3. очень интересный рассказ, Евгений , только есть небольшие неточности в нем :
    -Скамейка и фонарь это далеко не работа Антонио Гауди , как принято ошибочно считать. Эта работа принадлежит муниципальному архитектору Пере Фальгес
    -Дом Амалье не был проектом Ж. Пуч и Кадафальк, он его только реконструировал

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...