16 сент. 2011 г.

Таджикистан. Нурекская ГЭС

Изрядно подкрепившись замечательным шашлыком из баранины, мы отправились из Душанбе в город Нурек.
По пути я заметил вот что:


Нет, это не безбилетник, это кондуктор в целях экономии электроэнергии опустил пантограф при движении троллейбуса с горки. В республике жуткая нехватка электроэнергии. Судите сами, за 10 послевоенных лет население Таджикистана увеличилось в 2 раза и бытовое потребление электроэнергии соответственно. Чего не скажешь о  ее выработке. В городе частые перебои и блэкауты. Офис нашей компании рассчитан на недельную автономную работу без электроснабжения. Такой аккумуляторной я даже не видел на посту ЭЦ на жд станции!
Городские ворота известили нас о том, что мы покидаем Душанбе.




А это трасса М41. Трасса конечно назвать сложно. Разметки нет как таковой, не смотря на ширину дороги. Дорожное полотно без ям, но местами значительно продавлено.


Скоро началось то, ради чего собственно мы и поехали.


Конечно приезжать в горы в ноябре  да еще и с простенькой цифровой мыльницей - не самая хорошая идея. Зелень уже пожухла, а снега еще нет. Самое лучшее время года тут - весна. Но пришлось довольствоваться тем, что имеем.


В то время, я еще не познал красоты Пиренеев в Каталонии, сумасшедших перевалов в Северной Калифорнии и Каскадных гор в Вашингтоне. Но все равно картина и сейчас радует глаз.



Ремонт дороги - состояние перманентное. Встречался довольно часто. Местами дорогу расширяли и делали дополнительные полосы для подъема, местами устраняли опасно нависшие участки горной породы. Несмотря на общую экономическую ситуацию в стране, дорогам власти уделяют внимание, ибо они единственные ниточки связывающие области страны со сложным географическим рельефом.


И вот мы были в городе Нурек. Население города 20тыс. чел. До гражданской войны в нем проживало свыше 50тыс. Это были строители и инженеры, обслуживающие плотину. Специалисты со всего Союза. Во времена покорения реки Вахш тут было создано крупное предприятие по производству железобетона. Сейчас о былом величие напоминал лишь памятник Ленину  да оптико-электронный комплекс «Окно» («Нурек») системы контроля космического пространства (СККП) принадлежащий Космическим войскам России и расположенный рядом на высоте 2200 м. На сам комплекс конечно попасть нереально. Все таки стратегический объект. А вот на другой стратегический объект Нурекская ГЭС попасть удалось после небольших переговоров с милиционером и взятки в 20 сомони. По словам Сергея, взятки - это обычное дело в органах в Таджикистане. Часто местное ГАИ просто так останавливает машины и просит немного денег, взамен рассказывая какие дороги перекрыты и где гололед на перевалах.
Удачно проехав КПП мы въехали в тоннель, который круто поднимался вверх на гребень плотины. Нурекская плотина на реке Вахш образовала гигантское водохранилище, имеющее более 70 км в длину и площадь водной поверхности 98 км2.


Через эти шлюзы по каналам внутри горы происходит сброс воды на гидроагрегаты.


Высота плотины станции 304 метра, что делает ее самой высокой насыпной плотиной в мире.


Обратите внимание как срезана горная порода. Она лежит пластами.


Как будто кто то аккуратно выгрыз кусок горы и она обнажила свое нутро.



Говорят, во время гражданской войны были попытки подорвать плотину. Представить нереально, что было если бы огромная масса воды устремилась вниз.


На плане видно, что имеется 3 запасных шлюза на случай экстренного сброса воды и для оросительных целей.


Насыпная плотина имеет бетонную подошву.


От плотины можно подняться на смотровую площадку, над которой на флагштоке развивается таджикский флаг.


Вода в реке удивительно голубого цвета.


Зеленая крыша внизу - КПП на въезде. Обратите внимание на точки рядом. Это машины и люди.


Гребень плотины.


Машинный зал. Мощность гидроагрегатов составляет  3 000 МВт обеспечивает около трех четвертей всей выработки электроэнергии в республике, однако не покрывает ее потребностей. Поэтому Таджикистан продолжает с помощью российских специалистов развивать Вахшский каскад. На каскаде 7 действующих станций, одна в стадии строительства и одна в стадии разработки ТЭО.


Из за строительства плотин на реке Вахш ежегодно падает уровень воды, что не нравится соседнему Узбекистану. На самом деле все реки из Бассейна Амударьи берут истоки на Памире и в северном Афганистане. Величина снежного покрова в горах ежегодно уменьшается в следствие чего падает и уровень воды. Для быстрорастущего населения среднеазиатских стран это настоящая катастрофа. Угадайте куда будут направленны основные миграционные потоки в случае конфликта и увеличивающейся нехватки воды? Уже сейчас половина населения находится в России на заработках. Осенью 2009г местные рассказали мне, что во время кризиса 2008-2009гг многие девелоперские проекты в России были свернуты и армия гастрабайтеров вернулась домой. Зимой 2008-2009гг уровень преступности в республике вырос в 40 раз!

Не знаю есть ли какая то миграционная политика у руководства РФ, но вот у НАТО уже на этот случай ангары стоят с самолетами. Из за их полетов рейс авиакомпании Атлант-Союз был отложен.


Ну это мелочи по сравнению с работой самого аэропорта. Пассажиров запускают в здание только перед началом регистрации и только по билетам. Без распечатанного электронного билета могли и не пустить. Из-за этого на входе просто адская давка. Таможенник, поинтересовавшись целью моего визита в Таджикистан, попросил "выкатить магарыч на хороший коньяк", чтобы бы не открывать мою сумку и не искать там наркотики. Российские же таможенники в мою сторону и в сторону рентген аппарата даже не смотрели. Вот так Родина встречала своих граждан :)
Вот такая вот получилась интересная поездка.

Предыдущие посты к этой теме:
Таджикистан. Душанбе.
Таджикистан. Перелет и гостиница.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...